Трекинг вокруг Аннапурны. Гималаи. Непал. ДЕНЬ 9. ПЕРЕВАЛ ТРОНГ ЛА

Содержание

Пролог
Подготовка. Снаряжение
Перелет
Джипы (1000м)
Пешком 8ч (1800м)
Чаме (2500м)
Писанг (3100м)
Мананг (3500м)
Акклиматизация (3500м-4100м-3500м)
Як (4100м)
Новый Пхеди (4400м-акклиматизация до 4900м)
Перевал Тронг Ла (!!!) - Муктинатх (5416м-3800м)
Джомсон (2700м)
Тотапани (1100м)
Покхара

Это была самая длинная ночь. Несмотря на то, что мы встали в 2:00, спать было невозможно. Я скорее не спал, просыпаясь, а наоборот, лежал в кровати, периодически впадая в кратковременный сон на 15-20 минут. Сколько раз я просыпался не считал. Но время тянулось так долго, что казалось, прошла целая вечность. Когда я посмотрел на часы, было 1:45 (24 ноября 2013), и я с облегчением вздохнул, что эта мучительная ночь закончилась, пора вставать, одеваться, умываться, чистить зубы, кушать и идти. Сегодня перевал Тронг Ла, 5416м.



На завтрак все собрались около 3:00. Традиционная цампа поридж с яблоком. Для еды еще очень рано, но покушать надо было обязательно. На перевале вообще не хватало сил и чувствовался предательский легкий голод, поэтому без завтрака, я бы там умер.

Нам повезло с погодой. Полный штиль. На улице теплее, чем в комнате. Но все равно мороз. У меня голова не болела, самочувствие нормальное. У некоторых ребят была температура, головная боль, сопли. В 3:30 все в сборе, Сергей Бершов скомандовал начинать путь, самый волнительный и решающий наш путь за эти 9 дней в Гималаях. Сергей Игоревич вел группу, Антонио замыкал.



Дорога нам была в начале знакома благодаря вчерашней акклиматизации. Все обязательно с налобными фонариками. Без них никак. Темень. Медленно, шаг за шагом мы поднимались по каменно-земляному зиг-загу, периодически делая остановки через каждый 15 минут для отдыха. Вот уже камней под ногами больше, начались ступеньки, значит Хай Кэмп на 4900м уже близко. Вот... еще немного... еще шаг другой... глубже вдох... еще... один поворот... ну же... Да! Ворота Хай Кэмпа! Поднялись ночью за 1:20, всего на 5 минут больше, чем вчера по светлому. А ведь мы набрали высоту 500м!!! Это очень много.

В середине этого подъема приключилась история. Сара забыла мобильный в комнате. По ее просьбе Дениш спустился за телефоном, все-таки нашел его на кровати, поднялся и вернул его. Все это время Сара стояла на тропе, ожидая Дениша. Сергей Бершов был очень зол, потому что так делать нельзя. Но хорошо то, что хорошо кончается.

Итак, в Хай Кемпе снова полно народу, но нам нашлось место, чтобы отдохнуть, выпить горячий чай.

Так, передышку сделали, пора продолжить путь. Еще темно. Солнце только начинает подниматься из-за гор. Сейчас будет дорога неизвестная. Она оказалась узкая, покрытая льдом и снегом. Слева был склон, справа обрыв довольно крутой. Наш Дениш, как и большинство гидов, ни разу не видел снега и льда, когда Дениш ступил на него, то подскользнулся и начал сползать в обрыв. На его счастье впереди и сзади шли два наших здоровых крепких мужика, которые сразу подхватили Дениша и спасли его.

Сразу после Хай Кемпа. Начался лед. Еще темно.



Это дорогу мы только что прошли.


Я был одет в самую теплую одежду, которую взял или купил специально для перевала: кроме термобелья, это  лыжный штаны, пуховка, ветровка, теплый баф, непальская шапка, оригинальные The North Face перчатки с Gore-Tex, термоноски, и ботинки, конечно. Вот с термоносками я ошибся. Они были очень тесными и теплыми. Мои ноги быстро вспотели и промокли. А мы идем в мороз.

Поскорей бы солнце и тепло.


Когда уже солнце поднялось и осветило наш день (около 7:00), мы сделали привал у какого-то каменного ресторана. Но стоять холодно. В ботинках ноги хлюпают. В ресторане тоже не жарко. В людей на рюкзаках вода замерзла в трубках. Мы отдыхали 20 минут, но отдыхать не хотелось вообще.

За спиной тот самый каменный ресторан. На фото место, откуда мы пришли. Хай Кемп уже внизу.

Вода замерзла в трубке рюкзака для подачи воды.


Двум людям конкретно поплахело. Хвала нашим организаторам, которые все предусмотрели и взяли две лошади, которые шли рядом с нашим "караваном". Вот эти лошадки как раз и пригодились. Наши две девушки благополучно доехали до перевала верхом и ждали остальную нашу группу там.

Снега было уже меньше, температура воздуха повышалась, мы шли и согревались, но появилась новая проблема. Мы уже находились на высоте 5000м. Да это круто, и все такое. Но дышать уже нечем. Я стал задыхаться. Но если бы только задыхаться.. Клеткам не хватает воздуха, начинается легкое головокружение, кажется, что я в любой момент могу упасть в обморок, мне казалось, что я иду пошатываясь. Я начал дышать так быстро, как я не дышал на физкультуре в школе, когда сдавал стометровку.



Сил больше нет, тело реально в ступоре. Я понимаю, что надо сесть, иначе капец. Рядом как раз камень большой. Я достал одно из трех яблок, купленных вчера, захомячил его, потому что голод тоже давал о себе знать. Сил немного прибавилось. Меня подбадривал рядом стоящий Антонио. Спасибо ему большое. Наша группа немного ушла вперед. Я ее быстро догнал.

Я в конце.




Чувствовал прилив сил. И тут мы начали подниматься рывками: сделали несколько шагов остановились. И опять. Я чувствую, что этот ритм у меня забирает больше сил. Я хочу идти быстрее, уже срезаю маршрут по камням, чтобы идти рядом с Бершовым. Но мне становится хуже из-за этого рваного ритма. Это похоже знаете на что, когда вы за рулем автомобиля трогаетесь с места и резко тормозите, снова трогаетесь и тормозите, и  в итоге вы не едете, а дергаетесь. И в этот момент Сергей Бершов разрешает четырем из нас идти самостоятельно в своем темпе впереди. Ура! Это как раз то, что мне сейчас нужно. Мы вырываемся вперед, идем почти в припрыжку, до перевала еще метров 200.

Вот уже сзади не видно группу с Бершовым, но и впереди двое наших ускакали далеко вперед, третьего я потерял из виду (не могу ни повернуться, ни крикнуть - нет сил). Мне катастрофически не хватает кислорода, я остался один посреди горных барханов. Перевал все никак не появлялся: вот один холм обогнул, второй, третий. Может быть сейчас перевал? Опять нет! Да, где же он, сколько там еще этих бесконечных холмов?! Дежа-вю какое-то!

Меня охватила паника, голова кружиться, нечем дышать, сейчас потеряю сознание. Сзади никого не видно, впереди тоже. Если упаду, то тут и останусь навечно, потому что никто не успеет вовремя помочь. Так, стоп. Надо остановиться. Кислорода не хватает настолько, что трудно открыть крышку фотоаппарата или сделать другое лишнее движение - не хватает энергии. Стою. Дышу. Очень часто и много дышу. Беру себя в руки. Вспоминаю, ради чего я сюда приехал, все положительные эмоциональные моменты. Так... Немного лучше.... Буду идти медленно, по чуть-чуть... как смогу...

Все-таки поравнялись с Ярославом, который сделал пару моих фото на свой iPhone. До перевала еще минут 5-8.

Улыбаться нет сил. Только стоять.


Выработал свой темп дыхания и движения, превозмогаю предобморочное состояние, беря всю волю в кулак, огибаю очередной холм...

Вон человек какой-то один. Что он там делает? Сидит? Стоит? А где его рюкзак? А что это левее? Ленточки? Не может быть! Еще одна! А, вон, их куча! Ура!!!!! Так это перевал! Ура, я дошел!!! Круто! Я это сделал. Это последний холм... Вон там, еще народ! Еще метров 50. Я все-таки включаю фотоаппарат, чтобы заснять этот момент. Приближаюсь словно робот покачиваясь к тому месту, где все фоткаются. Вот наши. Все в порядке. И у меня сил прибавилось. Еще бы! Какой восторг! Я дошел, я здесь! На 5 тысяч... А сколько там? Не могу вспомнить! Не варит башка. Совсем не соображаю. А ладно! Не важно. Прошу меня сфоткать возле исторической таблички, когда толпа рассосалась.

Возможно Тронг Ла - самый высокий пешеходный перевал в мире.


А когда будут все наши? Да, вот же они! Появились из-за поворота. Ура! Все в сборе. Здорово. Сколько радости. Головокружение сменилось головной болью, но кого это сейчас волнует. Мы победили. Победили себя. Всего 10:00 утра. Так... Где Сергей Игоревич? Я хочу сфоткаться. Буду первым.

Сергей Игоревич, спасибо за акклиматизацию. Именно она помогла выдержать это.


Все радостные, все счастливы. Иностранки из какой-то группы рыдает. На перевале еще человек тридцать помимо нас. О! Есть сало. Да, сало на перевале - это блаженство. И какое вкусное, со специями. Спасибо Андрею. И зачетные 20грамм на грудь.



Наши гиды: Джэм, Толик, Маду (главный), голый Дэйван и Дениш в зеленом пуховике.

Наша бригада на первом плане.


Групповое фото на долгую память:



Вот, посмотрите, что вышло из всех фотографий и обрезков видео, которые у меня есть:




За перевалом открывается красивый вид на огромную долину, по которой нам предстоит сейчас спуститься. На фоне нее можно сфоткаться. Можно и попрыгать. А почему нет? Силы-то появились.




На перевале, на высоте 5416м, были примерно 30 минут. Больше не нужно. Пора снижаться. Очень большая нагрузка на организм. Чем быстрее спустимся тем лучше. Надо спуститься до высоты 3800м, где нас ждет лодж.

Через полчаса попрощались с Тронг Ла, и начали долгую дорогу в дюнах. Почему дюны? Потому что пейзаж за перевалом удручающий: бескрайние просторы каменистых серых склонов. Под ногами очень много камней. Ох, не завидую я тем, кто с этой стороны поднимается. Я с трудом спустился. Хорошо, что был в наколенниках, потому что очень сильная нагрузка на колени при таких крутых и затяжных спусках. Чашечка как будто хочет вылезти из сустава.

В общем, картина как в фильме Киндза-дза. Инопланетный ландшафт. К полудню солнце начало сильно припекать. А я в термобелье, зимних штанах и куртке. Голова начала болеть с новой силой и еще жара одолевает. К тому же у меня закончилась вода, куртку некуда было деть, и я шел в ней.









Привал. Идем часа два. Я уже вареный как селедка, жутко раскалывается голова, сил идти почти нет, еле плетусь сзади.








Около 15:00 перекус в ресторане-лодже. Я в него доковылял, наверно, через 20  минут после всех. Сразу опрокинул 400 граммовый бокал "фреша". Это была какая-то оранжевая муть, где вода отдельно, муть с вкусом моркови отдельно. Но какая разница. Я утолил жажду, сразу почувствовал себя человеком, вернулся к жизни. Хлеб и овощи тоже помогли набраться сил.


Первые облака за 10 дней в Непале.









А потом еще немного спустились к женскому монастырю, походили там, попили святой воды и заселились в лодж в деревне Муктинакх неподалеку. Таким образом, выйдя в 2:00, поднявшись с 4400м до 5416м, мы спустились до высоты 3800м к 16:30 дня.











Жилые комнаты в монастыре.

Платишь деньги - ставишь точку.

Двор монастыря


Вход в Муктинатх

Наш лодж выглядел как гостиница, но внутри также нет отопления и стены в плесени. С горячей водой тоже приколы. Она включается, но только кипяток. При добавлении холодной, начинает просто идти холодная вода. Вот и мойся, ловя моменты, когда кипяток переходит в теплую и холодную воду и наоборот, когда холодная переходит в теплую и кипяток. В таком режиме классно мыть голову. Попробуйте. После этого можно в цирке выступать.

Это коридор гостиницы.

Задний двор

Моя комната. Стена слева в сырости.

Ванна выглядит лучше предыдущих, но с водой проблемы.

Вечер. Снова холодно. Обогреватели только в столовой. Сегодня у нас в группе День Рождения. В 19:00 начинаем отмечать. Все иностранные туристы были в шоке. Местным - по фиг. Мы заняли самый длинный стол. Нарисовали всем брови (именинница из Северной Осетии) и начали по всем нашим традициям весело и шумно отмечать.



Марфа - отдельная тема. Это непальский яблочный сидр. Но в каждом магазине он разный. Разное все - вкус, цвет, этикетки. Такое ощущение, что каждый непалец считает своем долгом произвести свою Марфу. У них, наверно, каждый мужчина должен посадить яблочное дерево, построить дом, вырастить сына и сделать Марфу. Так посмотрите: бутылка из-под Туборга! В этом весь Непал.


Джин-тоник, ром-кола, чай-кофе, холодный каркаде.

Все мы братья.

Я ушел спать в 22:00. Остальные гуляли до утра. Из иностранцев в столовой остался один канадец, который с умеленьем слушал, как мы играем на гитаре и поем Yesterday и другие англоязычные хиты. А когда Ярослав начал играть на варгане, иностранцы притихли и молча слушали, как на концерте. День Рождения был настоящий: с застольем, тостами, подарками и тортом. Хорошо отметили Перевал:) Завтра, кстати, последний день, когда мы идем пешком. Все, закончится романтика. Останется два дня ехать на автобусе в большой город Покхару, два дня тусить там и вернуться в Катманду.


1 комментарий:

  1. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить

© Copyright 2010-2015. @neoandrej Блог Андрея Зюзикова