Системы медицины и образования находятся в кризисе. Это почти ни для кого не секрет, мы сталкиваемся с этими сферами регулярно. Почему современная медицина и образование не эффективны, если мы находимся на самом высоком уровне развития по сравнению со всей историей человечества? Работает ли система медицины на то, чтобы вылечить людей? Нет. Работает ли система образования на то, чтобы дать действительно актуальные знания и навыки? Нет. Система создана для того, чтобы упростить процесс, сделать его управляемым и предсказуемым, запланированым. Вот, что дает система. Но ни о каком индивидуальном подходе к оздоровлению пациента, к раскрытию талантов ученика нет и речи, потому что это выходит за рамки системы. Они всего лишь дают среднеарифметический итог: поддержать жизнь человека, но не избавить от болезни, так как надо индивидуально разбираться с пациентом, его личностью, образом жизни, историей, психологией и заниматься тоже с ним индивидуально, уделять ему много времени; в образовании - не оставить человека безграмотным тупицей, но и не сделать его успешным по жизни, не развить именно его таланты, не усовершенствовать обучающую программу, дав практические умения.
Как выйти из этой ситуации?
Приведу пример для системы образования.
В первую очередь признать несостоятельность общепринятой системы образования. Затем, сделать легитимными альтернативные способы получения знаний. Чтобы табели в таких альтернативных школах котировались также как и государственные, дипломы в таких вузах тоже имели статус наравне с государственными. Пусть родители и дети сами выбирают тот способ образования, который они хотят, ту программу обучения, которую они хотят. Знаний сейчас и методик столько много, что в любом случае изучить все не получится: неважно, это государственная школа, или это школа, с уклоном только на творческие предметы. Если ребенок проявляет талан программиста, зачем ему компостировать мозги правописанием, русским, украинским языками? Сейчас молодое поколение за этим не смотрит, и никто пока от этого не умер. Если ребенок проявляет талан в спорте, зачем, ему компостировать мозги алгеброй, физикой, химией. Как травмируется сустав при неправильной нагрузке, не бай Бог, но он сам узнает на практике, и никакие теоретические подготовительные выкладки тут не помогут. Аналогично с вузами, пусть студент сам выбирает, сколько занятий посещать, какие предметы учить. Сейчас высшее образование - это вообще мало что значит. Если у человека предпринимательская жилка, ему надо учиться у предпринимателей, а не в вузе. И потом нанять к себе на работу дипломированных специалистов, которые сами изъявили желание закончить традиционный вуз.
Может появиться вопрос: а как контролировать качество образования и уровень выпускников? Очень просто: работодатели и будут теми контролерами. Принимая человека на испытательный срок, сразу понятен его уровень и компетенция. Если они стремятся к нулю, то такой вуз со временем "умрет", потому что будет работать модель "выживает сильнейший". Это самая "чистая" модель, которая оставляет на рынке всех, кто развивается и приносит пользу и "убивает" всех, кто ничего не дает. А что делать, если никто не хочет брать на работу с моей специальностью? Опять таки: если ваша специальность не востребована, то такой вуз должен быть закрыт. Если специальность востребована, но уровень образования в вузе низкий, то тогда студенты сами должны выставлять оценки преподавателям в конце обучения. И тогда станет ясно, где кто с.... Простите. Станет ясно, какой вуз просто "делает вид", а какой делает из студентов профессионалов.
Когда образование из одной монолитной системы разделится на много мелких подвижных составляющий, тогда движение вперед будет быстрым и результат придет быстрее и для тех детей, которые найдут себя в жизни и применят полученые умения на пользу страны в целом, и для государства.
Разнообразие, при всем его страхе и мнимой бесконтрольности, неизбежно. И победит та страна, которая быстрее всех начнет это признавать и внедрять.
Как выйти из этой ситуации?
Приведу пример для системы образования.
В первую очередь признать несостоятельность общепринятой системы образования. Затем, сделать легитимными альтернативные способы получения знаний. Чтобы табели в таких альтернативных школах котировались также как и государственные, дипломы в таких вузах тоже имели статус наравне с государственными. Пусть родители и дети сами выбирают тот способ образования, который они хотят, ту программу обучения, которую они хотят. Знаний сейчас и методик столько много, что в любом случае изучить все не получится: неважно, это государственная школа, или это школа, с уклоном только на творческие предметы. Если ребенок проявляет талан программиста, зачем ему компостировать мозги правописанием, русским, украинским языками? Сейчас молодое поколение за этим не смотрит, и никто пока от этого не умер. Если ребенок проявляет талан в спорте, зачем, ему компостировать мозги алгеброй, физикой, химией. Как травмируется сустав при неправильной нагрузке, не бай Бог, но он сам узнает на практике, и никакие теоретические подготовительные выкладки тут не помогут. Аналогично с вузами, пусть студент сам выбирает, сколько занятий посещать, какие предметы учить. Сейчас высшее образование - это вообще мало что значит. Если у человека предпринимательская жилка, ему надо учиться у предпринимателей, а не в вузе. И потом нанять к себе на работу дипломированных специалистов, которые сами изъявили желание закончить традиционный вуз.
Может появиться вопрос: а как контролировать качество образования и уровень выпускников? Очень просто: работодатели и будут теми контролерами. Принимая человека на испытательный срок, сразу понятен его уровень и компетенция. Если они стремятся к нулю, то такой вуз со временем "умрет", потому что будет работать модель "выживает сильнейший". Это самая "чистая" модель, которая оставляет на рынке всех, кто развивается и приносит пользу и "убивает" всех, кто ничего не дает. А что делать, если никто не хочет брать на работу с моей специальностью? Опять таки: если ваша специальность не востребована, то такой вуз должен быть закрыт. Если специальность востребована, но уровень образования в вузе низкий, то тогда студенты сами должны выставлять оценки преподавателям в конце обучения. И тогда станет ясно, где кто с.... Простите. Станет ясно, какой вуз просто "делает вид", а какой делает из студентов профессионалов.
Когда образование из одной монолитной системы разделится на много мелких подвижных составляющий, тогда движение вперед будет быстрым и результат придет быстрее и для тех детей, которые найдут себя в жизни и применят полученые умения на пользу страны в целом, и для государства.
Разнообразие, при всем его страхе и мнимой бесконтрольности, неизбежно. И победит та страна, которая быстрее всех начнет это признавать и внедрять.
Комментариев нет:
Отправить комментарий