Впервые на русском языке: Интервью Стива Джобса «Плейбою» (1985 г.)

Где нашёл: на Твитере, сама статья здесь http://www.appleinsider.ru/istoriya-apple/vpervye-na-russkom-yazyke-intervyu-stiva-dzhobsa-plejboyu-1985-g.html



Предлагаем вам один из довольно редких материалов, найденный в архивах журнала Playboy. Это интервью главы Apple Стива Джобса, которое он дал мужскому журналу в 1985 году. Тогда ему было 29 лет, и миру только что был официально представлен новый компьютер Macintosh. На тот момент он был самым молодым американцем, вошедшим в список Forbes, и одним из семи фигурантов этого списка, которые нажили свои состояния самостоятельно.

Интервью взял у Джобса лично основатель журнала Playboy Хью Хефнер во время вечеринки с участием множества знаменитостей. Предположительно, это был день рождения сына музыканта Мика Джаггера, на котором присутствовали такие знаковые фигуры как художник Энди Уорхол и граффитист Кит Хэринг. Итак, предоставляем слово мистеру Хефнеру.

Интервью было уже почти готово, когда я встретил Джобса на селебрити-вечеринке в Нью-Йорке, на которой праздновался день рождения одного звездного ребенка. Наблюдая за Джобсом, я видел, как он отвел в сторонку девятилетнего виновника торжества и вручил ему привезенный из Калифорнии подарок – компьютер Macintosh. Я наблюдал за тем, как он показывает ребенку, как рисовать с помощью графической программы этого компьютера. Позднее в комнату вошли два других знаменитых гостя и начали заглядывать Джобсу через плечо. «Мммм, – сказал один из них, художник Энди Уорхол. – Что это такое? Кит, посмотри. Это восхитительно!». Второй гость, граффитист Кит Хэринг, тоже подошел, чтобы поглазеть на это чудо техники. Уорхол и Хэринг попросили разрешения тоже с ним поиграться, и когда я уходил из комнаты, я услышал восторженный голос Уорхола, манипулировавшего мышью: «Боже мой! Я нарисовал круг!».


Однако сцена, которую я наблюдал после вечеринки, была еще более примечательна. Когда все гости уже давно разошлись, Джобс остался, чтобы обучить ребенка азам работы с Mac. Позднее я спросил его, почему ему было намного приятней общаться с мальчишкой, чем с двумя знаменитыми художниками. Его ответ совсем не походил на подготовленный: «Взрослые люди подходят и спрашивают: что это такое? А ребенок спрашивает: что я могу на нем делать?».

Как Джобс побрился налысо

Джобс: Я гулял по Гималаям и случайно забрел на какой-то религиозный фестиваль. Там я увидел «бабу», священного человека, которого воспевали на этом фестивале. Я почувствовал запах вкуснейшей еды. Я давно уже не наслаждался вкусной пищей, и поэтому решил подойти, чтобы выразить свое почтение и отведать кушанья.

По какой-то причине этот баба, увидев меня сидящего за столом, сразу же подсел рядом и начал надо мной смеяться. Он плохо говорил по-английски, и я почти не знал хинди, но он попытался завязать со мной беседу, не прекращая хохотать. Потом он взял меня за руку о повел по горной тропе. Это было довольно смешно, поскольку там присутствовали сотни индусов, которые проехали тысячи миль, чтобы хотя бы несколько секунд пообщаться с этим человеком, а я только заглянул на обед и почему-то удостоился прогулки с ним по горной тропе.

Через полчаса мы добрались до вершины годы, где я увидел небольшой пруд. Он погрузил мою голову в воду, достал из кармана бритву и обрил меня наголо. Я был совершенно поражен. Мне 19 лет, я иностранец, стою на коленях в Гималаях, и какой-то нелепый индийский баба завел меня на вершину горы и побрил налысо. Я до сих пор так и не понял, зачем он это сделал.

Любимое занятие супервайзера из HP

Playboy: Вы в свое время успели поработать в Hewlett-Packard. Как это произошло?

Джобс: Когда мне было 12 или 13 лет, я что-то там конструировал, и мне нужны были запчасти. Я решил позвонить Биллу Хьюллету (Bill Hewlett), его номер я нашел в телефонной книжке города Пало Альто. Он взял трубку и к моему удивлению оказался очень любезным. Я помню, что мы проболтали с ним около 20 минут. Он совсем меня не знал, но в итоге дал мне необходимые детали, а потом даже устроил на работу на завод Hewlett-Packard. Я должен был стоять у конвейера и собирать частотомеры. Работа была тяжелой, но это неважно: тогда я чувствовал себя в раю.


Я помню мой самый первый день, когда мое лицо излучало блаженство и энтузиазм, и мне назначили супервайзера по имени Крис. Тогда я сказал ему, что самым моим любимым занятием является электроника. В ответ на мой вопрос о том, чем больше всего любит заниматься он, супервайзер взглянул на меня и сказал: «Е*аться!» (смеется). Да, в то лето я узнал много нового».

О расставании со Стивом Возняком

Playboy: Как время сказалось на вашем сотрудничестве с Возняком?

Джобс: Дело в том, что Воз никогда не был заинтересован в Apple как в компании. Он просто хотел создать Apple II на основе печатной платы и доставить его в свой компьютерный клуб так, чтобы по дороге не оборвать провода. В итоге ему это удалось, и он решил переключить свое внимание на другие дела. У него были другие идеи.

Playboy: Например, рок-концерт и компьютерное шоу в рамках US Festival, когда он потерял что-то вроде 10 миллионов долларов.

Джобс: Ну, я с самого начала считал, что US Festival – безумие, но Воз в него твердо верил.


Playboy: Какие теперь у вас с ним отношения?

Джобс: Когда ты работаешь с кем-то настолько тесно и проходишь вместе с ним через такие жизненные испытания, через которые прошли мы, эти внутренние связи остаются на всю жизнь. Какими бы ни были у вас разногласия, эти связи остаются. И даже если этот человек не является сегодня твоим лучшим другом, между вами все равно присутствует что-то, что в некотором смысле важнее даже дружбы. Воз сегодня живет своей жизнью. Уже почти пять лет он не работает в Apple. Но то, что он создал, уже вошло в историю. Сегодня он часто посещает компьютерные мероприятия и выступает на них. Ему это нравится.

Джобс о мыши

Playboy: Сегодня большинство компьютеров для ввода данных используют нажатия клавиш, однако в Macintosh им на смену пришло нечто под названием «мышь» – маленькая коробочка, которая катается по вашему столу и управляет компьютером при помощи стрелочки на экране. Многим людям, привыкшим к использованию клавиатуры, будет сложно перейти на такой тип интерфейса. Так почему мышь?

Джобс: Если я хочу сказать вам, что на вашей рубашке пятно, я не буду выражать свою мысль лингвистически: «На вашей рубашке находится пятно, расположенное в 14 сантиметрах ниже воротника и в трех сантиметрах правее пуговицы». Если у вас пятно, я скажу: «Смотрите!» (тыкает пальцем). Мы знаем, что указание это метафора. Мы провели множество исследований и пришли к выводу, что с помощью мыши все функции выполняются намного быстрее, особенно вырезание и вставка. Пользоваться ей не легче, но зато это более эффективно.

О «Маке» за 1000 долларов

Playboy: Вот как критики описывают вашу стратегию: сначала привлекаете фанатов и продаете им продукцию по высоким ценам, а потом снижаете цены для всего остального рынка.

Джобс: Это просто неправда. Мы снижаем цены, как только у нас есть возможность, чтобы это сделать. Наши компьютеры действительно сегодня не такие дорогие, как несколько лет назад. Но то же самое можно сказать и про IBM PC. Наша цель состоит в том, чтобы обеспечить компьютерами десятки миллионов человек. И чем дешевле мы сможем их сделать, тем легче мы с можем добиться этой цели. Я был бы счастлив, если бы удалось снизить цену Macintosh до 1000 долларов.

О качестве и мотивации

Playboy: Действительно ли человек должен быть безумным, чтобы создавать безумно прекрасные вещи?

Джобс: На самом деле, создание безумно прекрасного продукта во многом зависит от процесса разработки этого продукта, а также от того, как мы умеешь узнавать о новых идеях и технологиях и адаптировать нужные идеи, отфильтровывая ненужные. А вообще люди, создавшие Mac, пожалуй, являются безумцами.

Playboy: Но как отличаются люди, обладающие безумно прекрасными идеями, от тех, кто реализует эти безумно прекрасные идеи?

Джобс: Рассмотрим это на сравнении с IBM. Как вышло так, что группа Mac создала Mac, а люди в IBM произвели PCjr? Мы думаем, что Mac будет продаваться в огромных количествах, однако мы не создавали Mac для кого-либо еще. Мы создавали его для самих себя. Право судить о том, хорош он или нет, мы доверили самим себе. Мы не занимались никакими исследованиями рынка, а просто желали сделать лучшее из того, что мы были в состоянии создать. Если ты хороший плотник и делаешь красивую тумбочку, ты не будешь прибивать сзади фанеру, даже несмотря на то, что задняя часть повернута к стене, и никто ее не видит. Ты будешь хорошо спать ночью, только если тебе удалось воплотить в своем произведении эстетическую красоту и качество.

Playboy: Вы намекаете на то, что люди, создавшие PCjr, не обладают таким чувством гордости за свой продукт?

Джобс: Если бы им было свойственно это чувство, они отказались бы от производства PCjr. Для меня совершенно очевидно, что они разрабатывали его на основании результатов исследования конкретного рыночного сегмента и для конкретного демографического типа потребителя. Они надеялись, что если они создадут этот компьютер, его купят многие люди, и они заработают большие деньги. Вот в чем различаются наши мотивы. Люди в группе Mac хотели создать лучший компьютер из тех, что они когда-либо видели.

Что общего между IBM и Frito-Lay

Джобс: Давайте взглянем на такой пример: Frito-Lay (производитель закусок, в том числе чипсов Lay’s и Cheetos – AppleInsider) является очень интересной компанией. В каждом уважающем себя магазине обязательно есть лоток Frito-Lay, а в супермаркетах и вовсе есть отдельные стеллажи для ее продукции. Самая большая проблема для Frito-Lay состоит в браке, то есть некачественных чипсах. В настоящий момент в компании занято 10 000 сотрудников, которые занимаются тем, что отфильтровывают некачественный продукт и заменяют его качественным. Они общаются с руководством конкретных произведений и следят за тем, чтобы все было в порядке. Благодаря такому обслуживанию и поддержке в настоящий момент они контролируют 80 процентов своего сегмента рынка. И никто не в состоянии прийти туда и что-то изменить. Пока они работают так, как работают, никто не сможет отобрать у них эти 80 процентов, поскольку у них трудится такой большой штат в отделах продаж и поддержки. Ни одна другая компания не сможет этого сделать, потому что она не сможет себе этого позволить. А позволить она себе этого не сможет, потому что не обладает 80-процентной долей на рынке. Вот такой получается замкнутый круг. И никто не сможет прийти и разрушить эту систему.

При этом у Frito-Lay нет серьезной необходимости в инновациях. Они просто замечают какую-нибудь новую идею, сгенерированную более маленькой компанией, изучает ее в течение года, и еще через год выдают эту идею за свою, дополняя ее убийственной поддержкой и обслуживанием. В результате этот новый продукт тоже захватывает 80 процентов рынка.


IBM играет в ту же самую игру. Если вы посмотрите на рынок потребительских компьютеров, вы увидите, что с того момента, как IBM 15 лет назад начала доминировать на этом рынке, от нее практически перестали поступать какие-либо инновации. В фундаментальном плане IBM PC не привнес в отрасль никакой новой технологии. Это был простой ребрендинг и небольшое усовершенствование Apple II, но им захотелось иметь все. Они хотят иметь абсолютно все.
Рынок компьютеров постепенно сводится к противостоянию двух компаний, хотим мы того или нет. Мне это не особо нравится, но все идет к соперничеству между Apple и IBM.

О терроре в третьем классе

Playboy: Долина, в которую переехали ваши родители, с тех пор называется Кремниевой. Каково было расти там?

Джобс: Это был пригород, который ничем не отличался от других пригородов в США. Я вырос в квартале, где было полно детей. Моя мать научила меня читать, прежде чем я пошел в школу, поэтому в школе мне было скучно, и я устроил там настоящий террор. Вам нужно было видеть наш третий класс! Мы практически довели нашу учительницу до ручки, выпуская в классе змей и взрывая бомбы. Но в четвертом классе все уже было по-другому. Одним из главных святых в моей жизни является женщина по имени Имоджин Хилл (Imogene Hill), которая была моей учительницей в четвертом классе. Благодаря тому, что она воспитала во мне тягу к обучению, за один год я, казалось, выучил больше, чем другие учат за несколько лет. В результате на следующий год меня хотели сразу перевести в старшую школу, но моим родителям хватило мудрости не позволить этого сделать.

О применении Apple II в ядерном оружии

Playboy: Вы думаете, компьютеры смогут помочь развитию человечества?

Джобс: Я расскажу вам одну историю. Недавно я увидел видеопленку, которую мне не следовало было видеть. Она была подготовлена для руководителей Генштаба. Так вот, просмотрев эту пленку, мы обнаружили, что как минимум несколько лет назад каждое тактическое ядерное оружие в Европе, обслуживаемое персоналом из США, работало под управлением компьютера Apple II. Мы никогда не продавали компьютеры военным. Видимо, они приобретали их через дилеров. Но нам было очень неприятно узнать, что наши компьютеры используются для управления ядерным оружием в Европе.


Дело в том, что инструменты, которые мы изобретаем, не всегда используются для тех целей, для которых нам хотелось бы. И использование этих инструментов для положительных и созидательных целей является объектом мудрости человека, а не самих инструментов.

Жить как художник, а не как бизнесмен

Джобс: Я всегда буду связан с Apple. Я надеюсь, что нить моей жизни и нить Apple будут переплетаться друг с другом, сплетая что-то наподобие гобелена. Возможно, будут годы, когда меня не будет в Apple, но я обязательно вернусь (в том же году совет директоров Apple уволит Стива Джобса из компании, а в 1997 году он вернется в нее – AppleInsider). Главное, что стоит помнить обо мне, это то, что я по-прежнему студент, и я по-прежнему нахожусь в учебном лагере.  Если кто-нибудь может читать мои мысли, то я сохраню эту мысль в своей голове. А вообще не стоит воспринимать все это настолько серьезно. Если ты хочешь жить творчески, как художник, не следует часто оглядываться назад. У тебя должно быть желание взять все то, что ты сделал, и все то, чем ты стал, и выбросить все это. Кто мы такие, в конце концов? Большею частью, мы – просто совокупность симпатий и неприязней, привычек, штампов. Внутри же нашей сущности находятся наши ценности, а также принимаемые нами решения, которые отражают эти ценности. Вот почему так трудно давать интервью и появляться в СМИ: ты растешь и меняешься, и чем сильней внешний мир пытается принудительно слепить твой образ, основанный на его представлении о тебе, тем сложней получается оставаться художником. Именно поэтому очень часто художнику следует говорить: «Пока, мне нужно идти. И я сойду с ума, если побыстрей отсюда не выберусь».  После этого он отправляется в спячку, и возможно, когда он появится на публике вновь, он уже будет немного другим.

О филантропии

Playboy: Что на самом деле значат для вас деньги?

Джобс: Я до сих пор не могу понять. Иметь больше денег, чем ты можешь потратить за всю свою жизнь, это большая ответственность. В то же время я чувствую, что должен их тратить. Если ты умираешь, вряд ли ты захочешь оставить своим детям крупную сумму денег, поскольку это только разрушит их жизни. А если ты умираешь без детей, то все деньги уйдут к государству. Многие люди думают, что могли бы вложить эти деньги во благо человечества более эффективно, чем это делает правительство. Проблема состоит в определении того, как бы вложить эти средства в мир: просто раздать их или сделать эти инвестиции выражением своих ценностей.

Playboy: Так что же делаете вы?

Джобс: Это часть моей жизни, и я бы не хотел о ней распространяться. Когда у меня будет время, я открою общественный фонд. Пока я кое-что делаю, но это личное.

Playboy: Вы можете провести всю свою жизнь, тратя деньги.

Джобс: Да, это так. Но я убежден в том, что потратить доллар с пользой сложней, чем заработать доллар.

О тридцатилетии

Playboy: Вы знаете, чем хотите заниматься в остаток своей жизни?

Джобс: Периодически мне на ум приходит изречение одного старого индуиста: «Первые 30 лет своей жизни вы формируете свои привычки. Вторые 30 лет вашей жизни ваши привычки формируют вас». Так как в феврале мне исполнится 30, эта мысль не покидает моей головы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

© Copyright 2010-2015. @neoandrej Блог Андрея Зюзикова